1.6.1. Метод сравнения
Сравнение - важнейший метод, используемый как в
финансовом, так и в управленческом анализе. Его применение является первым
этапом всякого аналитического исследования. Суть метода в сопоставлении двух величин одного и того
же показателя. Одна из сравниваемых величин имеет статус расчетной или текущей, другая – базовой (эталоном). Применение метода предполагает: 1) определение текущей
и базовой величины показателя, 2) обеспечение их сопоставимости, 3) определение специфических
показателей, характеризующих отклонение текущей и базовой величин. В качестве базовой используются: - предельный
уровень (естественная граничная
величина показателя), преодоление которого является нежелательным. Например,
эффективно функционирующее предприятие должно иметь положительную чистую
прибыль. То есть для этого показателей
предельным уровнем является нулевое значение; - запланированный
уровень. В результате сравнения с
этим уровнем определяется степень выполнения плана; - уровень предшествующих
периодов. Сравнение с этим уровнем дает представление о динамике за ряд
периодов; - уровень родственных
предприятий. Сравнение с этим уровнем
позволяет определить конкурентоспособность. Необходимым условием корректного сравнения величин
показателя является их сопоставимость («одинаковость»).
Этот термин означает следующее. Рассматривается множество факторов, влияющих
на сравниваемые величины показателя.
Часть этих факторов должна быть одинакова
для каждой из величин. Говорят, что по этим факторам (или условиям)
показатели являются сопоставимыми.
Остальные факторы признаются влияющими
на различие показателей. Благодаря этим факторам, величины показателей могут
различаться. Конкретные условия сопоставимости следует указывать в постановке аналитической задачи.
Они и определяются постановкой
задачи. К обычным условиям сопоставимости относят применение одинакового метода расчета, одинаковый интервал
времени и др. Пример
1.6.1.А Не корректно, например, выбирать предприятие,
имеющее наибольшую чистую прибыль, из
двух предприятий, если у одного из них она рассчитана методом «начисления», а
у другого - «кассовым». Однако сравнение чистой прибыли, рассчитанной этими
же методами, допустимо, если постановка аналитической задачи формулируется,
например, следующим образом: «При каком методе определения – «начисления» или
«кассовом» чистая прибыль нашего предприятия будет меньше?». В этом случае метод
расчета является фактором, определяющим различие сравниваемых вариантов. А их
сопоставимость обеспечивается одним и
тем же предприятием и одинаковыми условиями его деятельности (например,
деятельность предприятия в прошлом году). Распространенными методами обеспечения
сопоставимости сравниваемых вариантов являются: - применением одинаковых
оценок качественных факторов при
сравнении объемных (количественных)
показателей. Например, при сравнении объемов выпуска продукции за отдельные
годы, их выражают в одних и тех же сопоставимых ценах. Это позволяет
исключить влияние качественного - ценового фактора на объем выпуска; - исключением влияния количественного фактора при
сравнении качественных показателей, т.е. пересчетом
сравниваемых качественных показателей на одинаковое количество. Например,
сравнив одни и те же физические объемы отгруженной продукции в плановых, а
затем фактических ценах, можно определить влияние ценового фактора на
отклонение фактической выручки от плановой; - приведением сравниваемых показателей к однородному составу. Не корректно,
например, сравнивать текущие и единовременные затраты, текущие затраты
различного состава и т.п. В процессе применения метода сравнения определяется
следующие специфических показателей,
характеризующих отклонение текущей и базовой величин. а) абсолютный
прирост показателя DУ=У1-У0 где У1,У0
- текущая и базовая величина показателя У; б) относительный
прирост показателя: dУ=(DУ/У0)*100%; в) индекс
показателя: I= У1/У0 На практике часто встречаются следующие частные
варианты сравнения: 1) сравнение плановой
и фактической величин. Плановая величина - У0, фактическая - У1. 2) сравнение величин предыдущего и следующего периодов. Предыдущий период - У0,
следующий период - У1. 3) сравнение «своего»
и «чужого» предприятий. «Чужое» - У0, «свое» - У1, 4) сравнение текущей
и предельной величин показателя. Предельная величина - У0,
текущая величина - У1. Пример
1.6.1.Б Оценить выполнение плана по численности персонала
предприятия по данным таблицы 1.6.1.Б. Таблица 1.6.1.Б – Численность персонала, чел
Решение. Абсолютный прирост: DQ=Q1-Q0 = 540 – 600 = -60 чел. Относительный прирост: dQ=(DQ/Q0)*100%
= ((-60)/600)*100 = -10% Индекс численности персонала: I= Q1/Q0 = 540 / 600 = 0,9. Вывод: план по численности персонала недовыполнен на
60 человек или 10%. (Индекс выполнения плана по численности персонала 0,9). |