1.6.2. Индексный метод

 

Индексный метод является составной частью метода сравнения. Он также широко применяется при решении задач факторного анализа.

Теория индексов является важной частью статистики.

Формула расчета индекса показателя У имеет вид:

IУ10,

где У1, У0 - текущее и базисное значения показателя У.

Если показатель У является произведением нескольких факторов xi:

У = x1* x2* ....* xn, 

то индекс этого показателя будет определяться отношением: 

IУ1 / У0 = (x11* x12* ....* x1n) / (x01* x02* ....* x0n)= (x11 / x01)*…* (x1n / x0n) =  IX1 *…* IXn

 где x1i, x0i  (i= 1, n) - текущее и базисное значения фактора xi,

IXi - индекс (субиндекс) фактора xi :

IXi  = x1i / x0i

Субиндекс IXi характеризует влияние изменения фактора xi на изменение показателя У.

 

Пример 1.6.2.А.

Предприятие реализует один вид продукции. Выручка от продаж рассчитывается как

ВРП = Ц*М,

где  М - физический объем продукции, ед.,

Ц - цена единицы продукции, р.

В первом квартале реализовано 12 изделий по цене 2,4 млн. р. Во втором квартале - 11 изделий при цене 2,5 млн. р.

Определить влияние изменения цены и физического объема продаж на изменение выручки индексным методом.

Решение.

Индекс физического объема продаж:

IМ  = 11/12 = 0,917 (или 91,7%).

Индекс цен:

IЦ  = 2,5/2,4 =1,041 (или 104,1%).

Индекс выручки:

 IВ= IЦ* IМ= 0,917* 1,041 = 0,955 (или 95,5%).

Вывод: вследствие сокращения физического объёма продукции на   8,3%  (100 – 91,7=8,3%) и увеличения цены на 4,1% (104,1 – 100 = 4,1%) выручка сократилась на 4,5% (100 – 95,5 = 4,5%).

 

Часто показатели в формуле индекса имеют более сложную структуру:

У= SаiХi.

Такой индекс нельзя представить в виде произведения субиндексов так, как это было сделано ранее. В этом случае поступают следующим образом: в формулу индекса вводят дополнительный элемент (подстановку) Sа0Х1, а затем производят перегруппировку элементов. В результате получаем:

IВ= Sа1Х1  / Sа0Х0  = (Sа1Х1  / Sа0Х1) * (Sа0Х1  / Sа0Х0) = Iа * Iх .

Субиндекс  Iа=(Sа1Х1  / Sа0Х1 )    характеризует влияние фактора  а.

Субиндекс  Iх= (Sа0Х1  / Sа0Х0)     характеризует влияние фактора  Х.

 

Если в формулу индекса ввести иную подстановку, например, Sа1Х0 , то индекс  IВ может быть представлен также в несколько ином  в виде:

IВ= (Sа1Х1  / Sа1Х0) * (Sа1Х0  / Sа0Х0) .

 

Какой же из вариантов подстановки правильно отражает влияние факторов? Математически или экономически обоснованного ответа на этот вопрос не существует. Применяется следующий подход. Если экономический  показатель  является произведением качественного и количественного факторов, то

а) при определении влияния количественного фактора качественный фактор фиксируется на базисном уровне;

б) при определении влияния качественного фактора количественный фактор фиксируется на новом уровне.

Иными словами, в подстановке SаХ  подстрочный индекс «0» указывается для качественного фактора, а «1» - для количественного.

Как дифференцировать факторы на качественные и количественные? Общего ответа на этот вопрос не существует. Если показатель является функцией двух факторов, то качественным считается тот, который является характеристикой единицы совокупности, а количественным тот, который является характеристикой всей совокупности.

В остальных случаях  может применяться любой вариант подстановки. Однако избранный подход следует отразить в материалах аналитического исследования для того, что бы  применять его и в дальнейшем и, тем самым, обеспечить сопоставимость получаемых результатов.

 

Пример 1.6.2.Б.

Предприятие выпускает два вида продукции – «А» и «Б», имеющие разные цены. Определить влияние изменения цен и физических объемов продаж на изменение выручки с использованием индексного метода по данным таблицы 1.6.2.Б.

 

Таблица 1.6.2.Б – Реализация продукции в первом полугодии

Вид продукции

I кв.

II кв.

Ц0

М0

Ц1

М1

А

1,8

10

2

8

Б

2,8

2

3

3

 

Решение:

Показатель выручки в этом случае будет иметь вид:

ВРП = ЦА  * МА  + ЦБ  * МБ .

Фактор Ц является качественным, так как характеризует единицу продукции. Фактор М является количественным, так как характеризует всю совокупность продукции.

Поэтому подстановка имеет следующий вид:

ЦА0А1  + ЦБ0Б1  

Индексы:

IЦ = А 1 * МА 1 + ЦБ 1 * МБ 1  ) / (ЦА 0 * МА 1 + ЦБ 0 * МБ 1  )=

 = (2*8 + 3*3) / (1,8*8 + 2,8*3) = 1,096 (или 109,6%),

IМ = А 0 * МА 1 + ЦБ 0 * МБ 1  ) / (ЦА 0 * МА 0 + ЦБ 0 * МБ 0  )=

 = (1,8*8 + 2,8*3) / (1,8*10 + 2,8*2) = 0,966 (или 96,6 %),

IВ =  1,096* 0,966 = 1,059 (или 105,9 %).

Вывод: вследствие изменения цен выручка выросла на 9,6% (109,6 – 100 = 9,6%).

Вследствие изменения физических объемов продаж выручка сократилась на 3,4% (100 – 96,6 = 3,4%).

Общее изменение выручки вследствие действия указанных факторов составило 5,9% (105,9 –100 = 5,9%).