1.6.2.
Индексный метод
Индексный метод является составной
частью метода сравнения. Он также
широко применяется при решении задач факторного
анализа. Теория индексов является
важной частью статистики. Формула расчета индекса показателя У имеет вид: IУ=У1/У0, где У1, У0 - текущее
и базисное значения показателя У. Если показатель У является произведением нескольких факторов xi: У
= x1* x2* ....* xn, то индекс этого показателя
будет определяться отношением: IУ=У1 /
У0 = (x11* x12* ....* x1n) / (x01* x02* ....* x0n)= (x11 / x01)*…* (x1n / x0n) = IX1 *…* IXn где x1i, x0i (i= 1, n)
- текущее и базисное значения фактора xi, IXi - индекс (субиндекс) фактора xi : IXi = x1i / x0i Субиндекс IXi характеризует влияние
изменения фактора xi на изменение показателя У. Пример 1.6.2.А. Предприятие реализует один
вид продукции. Выручка от продаж рассчитывается как ВРП = Ц*М, где М
- физический объем продукции, ед., Ц - цена единицы продукции,
р. В первом квартале
реализовано 12 изделий по цене 2,4 млн. р. Во втором квартале - 11 изделий
при цене 2,5 млн. р. Определить влияние
изменения цены и физического объема продаж на изменение выручки индексным
методом. Решение. Индекс физического объема
продаж: IМ = 11/12 = 0,917 (или
91,7%). Индекс цен: IЦ = 2,5/2,4 =1,041 (или
104,1%). Индекс выручки: IВ= IЦ* IМ= 0,917* 1,041
= 0,955 (или 95,5%). Вывод: вследствие сокращения
физического объёма продукции на
8,3% (100 – 91,7=8,3%) и
увеличения цены на 4,1% (104,1 – 100 = 4,1%) выручка сократилась на 4,5% (100
– 95,5 = 4,5%). Часто показатели в формуле
индекса имеют более сложную структуру: У= SаiХi. Такой индекс нельзя представить в виде произведения
субиндексов так, как это было сделано ранее. В этом случае поступают
следующим образом: в формулу индекса вводят дополнительный элемент (подстановку) Sа0Х1, а затем производят перегруппировку элементов. В результате
получаем: IВ= Sа1Х1 / Sа0Х0 = (Sа1Х1 / Sа0Х1) * (Sа0Х1 / Sа0Х0) = Iа
* Iх . Субиндекс Iа=(Sа1Х1 / Sа0Х1 ) характеризует влияние фактора а. Субиндекс Iх= (Sа0Х1 / Sа0Х0)
характеризует влияние фактора Х. Если в
формулу индекса ввести иную подстановку, например, Sа1Х0
,
то индекс IВ
может быть представлен также в несколько ином
в виде: IВ= (Sа1Х1 / Sа1Х0) * (Sа1Х0 / Sа0Х0) . Какой же из вариантов
подстановки правильно отражает влияние факторов? Математически или
экономически обоснованного ответа на этот вопрос не существует. Применяется
следующий подход. Если экономический
показатель является
произведением качественного и количественного факторов, то а) при определении влияния
количественного фактора качественный фактор фиксируется на базисном уровне; б) при определении влияния
качественного фактора количественный фактор фиксируется на новом уровне. Иными словами, в подстановке SаХ подстрочный
индекс «0» указывается для качественного фактора, а «1» - для
количественного. Как дифференцировать факторы на качественные
и количественные? Общего ответа на этот вопрос не существует. Если показатель
является функцией двух факторов, то качественным
считается тот, который является характеристикой
единицы совокупности, а количественным
тот, который является характеристикой
всей совокупности. В остальных случаях может применяться любой вариант
подстановки. Однако избранный подход следует отразить в материалах аналитического исследования для того, что
бы применять его и в дальнейшем и, тем
самым, обеспечить сопоставимость получаемых результатов. Пример 1.6.2.Б. Предприятие выпускает два
вида продукции – «А» и «Б», имеющие разные цены. Определить влияние изменения
цен и физических объемов продаж на изменение выручки с использованием
индексного метода по данным таблицы 1.6.2.Б. Таблица 1.6.2.Б –
Реализация продукции в первом полугодии
Решение: Показатель выручки в этом
случае будет иметь вид: ВРП = ЦА * МА + ЦБ * МБ . IЦ = (ЦА 1 * МА 1
+ ЦБ 1 * МБ 1 ) / (ЦА 0 * МА 1
+ ЦБ 0 * МБ 1 )= = (2*8 + 3*3) / (1,8*8 + 2,8*3) = 1,096 (или
109,6%), IМ = (ЦА 0 * МА 1
+ ЦБ 0 * МБ 1 ) / (ЦА 0 * МА 0
+ ЦБ 0 * МБ 0 )= = (1,8*8 + 2,8*3) / (1,8*10 + 2,8*2) = 0,966
(или 96,6 %), IВ = 1,096* 0,966 = 1,059 (или 105,9 %). Вывод: вследствие
изменения цен выручка выросла на 9,6% (109,6 – 100 = 9,6%). Вследствие изменения
физических объемов продаж выручка сократилась на 3,4% (100 – 96,6 = 3,4%). Общее изменение выручки
вследствие действия указанных факторов составило 5,9% (105,9 –100 = 5,9%). |