1.6.4.
Метод дифференцирования
Каждый экономический показатель
является математической функцией, аргументами которой являются факторы. Суть метода
дифференцирования в представлении изменения показателя в виде дифференциала функции, Дифференциал является суммой отдельных слагаемых. Каждое из этих слагаемых отражает влияние изменения одного из факторов на изменение
показателя. Из математического анализа
известно, что прирост функции y=y(x1, x2, .....,xn) при переходе из точки А(x01,x02,.....,x0n)
в точку В(x11,x12,.....,x1n)
определяется как Dy= dy + έ, где dy - дифференциал функции в точке А, έ - ошибка разложения. Если точки А и В близки, έ является очень малой
величиной, значением которой можно пренебречь. Тогда можно записать: Dy » dy. Дифференциал - главная линейная
часть приращения функции относительно приращения аргументов определяется как dу = (dу/ dx1 )* Δx1 + (dу/ dx2 )* Δx2 + … +
(dу/ dxn )* Δxn = = Σ(dу/ dxi)* Δxi = Σу’0i * Δxi
где у’0i= dу/ dxi - частная
производная функции y по переменной xi, вычисленная в точке А, то есть при x1 = x01, x2 = x02, ... , xn = x0n. Δxi -
приращение переменной xi
при переходе функции из точки А в точку В: Dx1=x11 - x01
, Dx2 = x12 -
x02 , ......, Dxn=x1n-x0n. Влияние изменения фактора xi на изменение
показателя y
определяется величиной Δyi ≈ dyi = у’0i * Δxi Алгоритм применения метода дифференцирования выглядит следующим образом: 1. определяется формула показателя y=y(x1, x2, .....,xn); 2. находятся частные производные этой функции по каждому из факторов: у’i= dу/ dxi; 3. рассчитываются значения - у’0i частных производных при базисном уровне факторов x1 = x01,
x2 = x02, ... , xn
= x0n; 4. рассчитываются приращения факторов при замене их
базисных значений текущими: Dx1=x11 - x01 , Dx2 = x12 - x02 , ......, Dxn=x1n-x0n; 5. определяется влияние изменения каждого из факторов
xi
на изменение показателя y. Это
влияние характеризуется величиной dyi = у’0i * Δxi; 6. определяется совместное влияние изменения всех факторов
на изменение показателя: Δy ≈ Σ dyi. Преимуществом метода дифференцирования перед методом цепных подстановок является
отсутствие проблемы очередности подстановок. Недостатком метода дифференцирования является наличие ошибки
разложения («неразложимого остатка») – έ. На практике эта ошибка может быть значительной, поэтому ее
следует учитывать при проведении факторного анализа. Пример 1.6.4. Определить методом
дифференцирования влияние изменения физического объема продукции и отпускной
цены на изменение выручки от реализации по данным примера 1.6.3. Решение: 1. Показатель имеет вид ВРП =Ц*М. 2. Частные производные: -
по фактору-аргументу Ц: В’ц = dВ / dЦ = d (Ц*М)/dЦ= М; -
по фактору-аргументу М: В’м = dВ / dМ = d (Ц*М)/dМ= Ц. 3. Значения частных
производных при базисном уровне факторов: В’0
ц = М0=12 ;
В’0 м = Ц0=2,4. 4. Приращения факторов: DМ = М1 - М0 = 11 – 12
= - 1; DЦ = Ц1 - Ц0 = 2,5 –
2,4 =0, 1. 5. Влияние изменения факторов
на изменение показателя: -
цена: ΔВ ц ≈ 12 * 0,1 = 1,2 млн.р.; -
физический объем: ΔВ м
≈ 2,4 * (-1) = - 2,4 млн.р. 6. Совместное влияние
изменения факторов на показатель: Δ ВРП = ΔВ ц
+ ΔВ м = 1,2 – 2,4 = - 1,2 млн.р. Вывод: общее изменение
выручки D ВРП = -1,2 млн.р.; за счет
изменения цены выручка увеличилась на ΔВ ц = +1,2
млн.р., за счет изменения физического объема выручка уменьшилась на ΔВ ц = -2,4 млн.р. |