2.6.1. Анализ показателей
абсолютной величины прибыли Исследование
финансового результата рекомендуется начинать с анализа абсолютной величины
прибыли. Механизм формирования прибыли раскрывается в «Отчете о прибылях и
убытках». В
процессе анализа исследуется: 1)
абсолютная величина каждого из показателей прибыли. Многообразие
показателей прибыли позволяет использовать каждый из них для оценки
эффективности определенного аспекта деятельности предприятия. Если показатель
положителен, соответствующий ему аспект деятельности предприятия эффективен.
Если отрицателен – не эффективен; 2)
динамика (изменение) показателя. Она свидетельствует об ухудшении или
улучшении эффективности деятельности предприятия; 3)
структура прибыли (убытка). Исследование структуры актуально лишь для
некоторых показателей финансового результата. В
процессе анализа последовательно рассматривается каждый показатель прибыли.
Исследование можно начинать с первого из приведенных в «Отчете о прибылях и
убытках» показателя прибыли – валовой прибыли. Величина
валовой прибыли (убытка)
определяется по формуле: Пв = Врп – Ср (2.6.1) где
Врп
– выручка, р., Ср - себестоимость продаж, р. Затраты
предприятия, включаемые в себестоимость продаж не регламентированы. Они могут
включать различные составляющие прямых и косвенных расходов,
условно-постоянные и переменные, производственные, коммерческие и т.п.
Однако, в связи с тем, что в «Отчете о прибылях и убытках» предусмотрено
выделение косвенных и внепроизводственных расходов в виде отдельных строк,
себестоимость продаж обычно отождествляется с производственной
себестоимостью. То есть с затратами подразделений предприятия, производящих
продукцию. В
связи с этим величину валовой прибыли рассматривают как показатель
эффективности деятельности подразделений предприятия, производящих продукцию.
Если валовая прибыль положительна, эта деятельность эффективна. Если получен
валовый убыток – не эффективна. В
процессе анализа оценивается показатель валовой прибыли отчетного периода и
аналогичного периода предыдущего года. Характеризуется его изменение. В
«Отчете о прибылях и убытках» могут приводиться сведения о показателях
валовой прибыли по отдельным видам продукции предприятия (или сегментам
рынка) или сведения о выручке и себестоимости продаж, на основе которых эти
показатели могут быть рассчитаны.
Наличие такого раскрытия информации следует оценить позитивно и
отразить в аналитическом заключении. На
основе этой информации можно исследовать структуру валовой прибыли
предприятия. Позитивным является соответствие удельного веса отдельных видов
продукции или отдельных сегментов рынка в валовой прибыли и в выручке
предприятия. Это свидетельствует о соответствии деятельности предприятия
принципу: чем больше эффективность продукции, тем больше ее реализуется. В
процессе анализа также удается выявить неэффективную продукцию, у которой
валовая прибыль отрицательна. Аналогичные результаты могут быть получены по
сегментам рынка. Следующим
показателем финансового результата, исследование которого проводится,
является прибыль (убыток) от продаж.
Он также отражается в «Отчете о прибылях и убытках за отчетный период и за аналогичный
период предыдущего года. Его величина определяется по формуле: Прп = Пв – Ск - Су (2.6.2) где Ск – коммерческие расходы, р., Су -
управленческие расходы, р. Коммерческие и
управленческие расходы являются косвенными, их относят к основной[1]
деятельности предприятия, связанной с производством и реализацией его
продукции. Поэтому величину прибыли от продаж рассматривают в качестве
показателя эффективности этой деятельности. Осуществляется оценка изменения
показателя по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Особое
внимание обращают на ситуацию, при которой валовая прибыль предприятия
положительна, а прибыль от продаж отрицательна. В этом случае в качестве
причины формирования убытка от продаж иногда указывают большие косвенные, в
частности, управленческие расходы. Некоторые
предприятия приводят в «Отчете о прибылях и убытках» сведения о показателях
прибыли от продаж по отдельным видам продукции предприятия (или сегментам
рынка). Наличие такого раскрытия информации следует оценить позитивно и
отразить в аналитическом заключении. При этом может быть выполнен анализ
структуры прибыли от продаж. Чаще
в «Отчете о прибылях и убытках», наряду с раскрытием информации по структуре
валовой прибыли, величина прибыли от продаж приводится единым показателем без
его распределения по видам продукции или сегментам рынка. В этом случае
имеется возможность рассчитать прибыль от продаж по отдельным видам продукции
или сегментам рынка. Для этого косвенные расходы, которые в этом случае
приводятся в «Отчете о прибылях и убытках» также без распределения, следует
распределить между видами продукции или сегментами. В качестве базы
распределения косвенных расходов может использоваться, например, выручка или
себестоимость продаж. Однако такой субъективный подход к распределению
косвенных расходов снижает ценность получаемых при этом результатов. Кроме
основной предприятие осуществляет также внепроизводственную деятельность,
которая влияет на его балансовую прибыль. В процессе анализа можно оценить
финансовый результат от этой деятельности – сальдо внепроизводственных доходов и расходов: Sвнп = Двнп – Рвнп (2.6.3) где
Двнп – внепроизводственные доходы,
р., Рвнп - внепроизводственные расходы, р. Следует
обратить внимание на то, что в «Отчете о прибылях и убытках» приводится
достаточно подробный перечень внепроизводственных доходов и расходов. Однако
финансовый результат внепроизводственной деятельности в отчетности
отсутствует. Причина, возможно, в том, что эти расходы и доходы относятся к
различным, не всегда сопоставимым аспектам деятельности предприятия, поэтому
также не сопоставимы.[2] Эта
несопоставимость присутствует и в приведенной выше формуле сальдо. Однако
при расчете балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) этой
несопоставимостью пренебрегают. Это и позволяет использовать сальдо
внепроизводственных доходов и расходов и в качестве объекта аналитического
исследования. Особенно
важным этот показатель является для тех предприятий, у которых результат
реализации продукции сопоставим с результатами внепроизводственной
деятельности. В
процессе анализа сальдо внепроизводственных доходов и расходов может
определяться и исследоваться как в целом по внепроизводственной деятельности,
так и по ее отдельным направлениям, например, сальдо процентных доходов и
расходов, сальдо прочих доходов и расходов, сальдо внереализационных доходов
и расходов и т.п. Иногда в «Отчете о прибылях и убытках» предприятие более
развернуто представляют внепроизводственные доходы и расходы. Это позволяет
увеличить количество направлений анализа финансового результата. В
процессе анализа определяется и оценивается величина сальдо по отдельным
видам деятельности и в целом по внепроизводственной деятельности. Эта оценка
принимается в качестве характеристики эффективности соответствующего вида
деятельности предприятия. Оценивается изменение сальдо по сравнению с
аналогичным периодом предыдущего года. Оценивается структура сальдо
внепроизводственных доходов и расходов с указанием видов деятельности положительно
и отрицательно влияющих на величину этого сальдо. Результаты анализа
отражаются в аналитическом заключении. Прибыль (убыток) до налогообложения отражает финансовый результат от всех видов деятельности
предприятия. Поэтому используется в качестве характеристики эффективности
всей деятельности предприятия (балансовой деятельности). Поэтому показатель
также называется балансовой прибылью предприятия. Прибыль
(убыток) до налогообложения отчетного периода и аналогичного периода
предыдущего года отражается в «Отчете о прибылях и убытках». Она
рассчитывается по формуле: Пдно = Прп + Sвнп (2.6.4) где Прп – прибыль от продаж, р., Sвнп - сальдо внепроизводственных доходов и расходов, р. Если прибыль до
налогообложения положительна, вся деятельность предприятия эффективна. В
противном случае – не эффективна. Оценивается изменение
показателя по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При оценке структуры
балансовой прибыли позитивным считается большой удельный вес прибыли от
продаж продукции. Особенно плохо, если
отрицательное сальдо внепроизводственных доходов и расходов выше
положительной прибыли от продаж, в результате чего образуется балансовый
убыток (убыток до налогообложения). Результаты анализа с
описанием этих нюансов включаются в аналитическое заключение. Чистая прибыль (убыток) является наиболее важным
показателем финансового результата. Именно этим показателем, как правило, характеризуется
прибыльность или убыточность предприятия. Этот показатель широко применяется
в финансовом менеджменте. На его основе рассчитываются многие показатели
рентабельности. Чистая
прибыль (убыток) отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года
отражается в «Отчете о прибылях и убытках». Могут применяться различные
методы расчета этого показателя. Наиболее распространенной является следующая
формула: Пч = Пдно + DОНА - DОНО –
Нтек (2.6.5) где Нтек – текущий налог на прибыль, р., DОНА – изменение отложенных налоговых активов, р., DОНО – изменение отложенных налоговых обязательств, р. При расчете чистой прибыли
отчетного периода изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых
обязательств определяется как разность
соответствующих показателей, приведенных в разделе I и IV
«Бухгалтерского баланса» на конец и на начало отчетного периода. В
промежуточной финансовой отчетности для чистой прибыли аналогичного периода
предыдущего года такие зависимости могут не соблюдаться. В аналитическом заключении
отражается величина чистой прибыли отчетного периода и аналогичного периода
предыдущего года, приводится их оценка, а также оценка динамики. Следует
подчеркнуть высокий статус показателя, его преимущественное положение среди
других показателей финансового результата. Следует иметь в виду, что
на величине чистой прибыли отражается не только результат деятельности
предприятия, но и особенности действующей системы налогообложения финансового
результата. В предельных случаях это может привести даже к несовпадению
знаков показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Один показатель будет отражать прибыль, а
другой убыток. Как нам представляется, в аналитическом заключении в этом
случае в качестве причины такого расхождения следует указать особенности
системы налогообложения. А оценку эффективности деятельности предприятия
проводить по прибыли до налогообложения.
В «Отчете о прибылях и
убытках», введенном приказом приказ Министерства финансов России от 2 июля
2010 г. № 66н приведен новый показатель финансового результата – совокупный финансовый результат периода.
Он определяется по формуле: ФРс = Пч + Рпер + Рпо (2.6.6) где Рпер - результат от переоценки внеоборотных активов, не
включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, р., Рпо -
результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)
периода, р. В
связи с отсутствием опыта использования этого показателя и неизвестностью его
свойств применять его для оценки финансово-экономического состояния
предприятия следует осторожно. Проблемным представляется уже то, что
положительная величина этого показателя может быть получена посредством
переоценки внеоборотных активов и результатов прочих операций при
отрицательной чистой прибыли. Как
нам представляется, позитивно следует оценивать положительное значение и рост
совокупного финансового результата. Эту информацию можно отражать в
аналитическом заключении. Нераспределенная прибыль
(убыток)
– еще один показатель финансового результата, являющийся объектом анализа. Он
отражает величину финансового результата, капитализированного в имуществе
предприятия. Нераспределенная прибыль на конец отчетного периода, на конец
предыдущего и предшествующего предыдущему году отражается в «Бухгалтерском
балансе». Метод анализа этого
показателя рассмотрен в разделе, посвященном исследованию «больных» статей
баланса. Важным аспектом анализа является определение величины использованной чистой прибыли и
направлений этого использования. |
[1] Эта деятельность также может называют обычной, операционной, реализационной и т.п.
[2] Например, проценты уплаченные (расходы) могут относиться к кредитам, привлекаемым предприятием. А проценты полученные (доходы) – к депозитам, размещаемым предприятием. Эти кредиты и депозиты могут быть не связаны между собой, а, следовательно, и несопоставимы.