2.6.2. Факторный анализ прибыли

 

Задачей факторного анализа прибыли является оценка  влияния показателей на изменение прибыли отчетного периода по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Результаты факторного анализа отражаются в аналитическом заключении. Для их иллюстрации может применяться метод векторных диаграмм.

Аналитические модели строятся на основе исходных моделей, которыми являются формулы расчета показателей прибыли. Для построения аналитических моделей используется метод сравнения.

Анализ включает следующие процедуры

А) Факторный анализ валовой прибыли. Исходной моделью является формула определения валовой прибыли  (2.6.1). Аналитическая модель имеет вид:

DПв = DВрп + DСр                                                            (2.6.7)

где DВрп  – прирост валовой прибыли вследствие изменения выручки, р.,

DСр - прирост валовой прибыли вследствие изменения себестоимости продаж, р.

Изменение факторов определяется следующим образом:

DВрп= Врп1 – Врп0                                                            (2.6.8)

где Врп1, Врп0 – выручка отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.

DСр= Ср0 – Ср1                                                                 (2.6.9)

где Ср1, Ср0 – себестоимость продаж отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.

Б) Факторный анализ прибыли от продаж. Исходной моделью является формула определения прибыли от продаж (2.6.2). Аналитическая модель имеет вид:

DПрп = DПв+ DСк + DСу                                                         (2.6.10)

где DПв  – прирост валовой прибыли, р. Определяется по формуле (2.6.7),

DСк – прирост прибыли от продаж вследствие изменения коммерческих расходов, р.,

DСу - прирост прибыли от продаж вследствие изменения управленческих расходов, р.

Изменение факторов определяется следующим образом:

DСк= Ск0 – Ск1                                                                       (2.6.11)

где Ск1, Ск0 – коммерческие расходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.

DСу= Су0 – Су1                                                                        (2.6.12)

где Су1, Су0 – управленческие расходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.

В) Факторный анализ сальдо внепроизводственных доходов и расходов. Исходной моделью является формула определения сальдо внепроизводственных доходов и расходов (2.6.3). Аналитическая модель имеет вид:

DSвнп =  DДвнп + D Рвнп                                                         (2.6.13)

где DДвнп – прирост сальдо вследствие изменения внепроизводственных доходов, р.,

DРвнп - прирост сальдо вследствие изменения внепроизводственных расходов, р.

Изменение факторов определяется следующим образом:

DДвнп= Двнп1 – Двнп0                                                            (2.6.14)

где Двнп1,  Двнп0 – внепроизводственные доходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.

DРвнп = Рвнп0 – Рвнп1                                                            (2.6.15)

где Рвнп1, Рвнп0 – внепроизводственные расходы отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.

Г) Факторные анализ прибыли до налогообложения. Исходной моделью является формула определения прибыли до налогообложения (2.6.4). Аналитическая модель имеет вид:

DПдно = DПрп + DSвнп                                                            (2.6.16)

где DПрп – прирост прибыли от продаж, р. Определяется по формуле (2.6.10),

DSвнп – прирост сальдо внепроизводственных доходов и расходов, р. Определяется по формуле (2.6.13).

Результаты факторного анализа могут иллюстрироваться с применением метода векторных диаграмм. (Теория)