2.6.4.1. Анализ влияния выручки и полной себестоимости реализованной продукции на рентабельность продукции и продаж

 

Для оценки влияния изменения выручки и себестоимости на изменение рентабельности продукции используются  следующие аналитические модели:

Dr С  = Врп1 /Срп1 - Врп1 /Срп0 ,                                                (2.6.23)

DrВ = Врп1 /Срп0 - Врп0 /Срп0 ,                                                  (2.6.24)

Dr  =Dr С +DrВ  ,                                                                        (2.6.25)

где  Dr С  – изменение рентабельности продукции вследствие изменения полной себестоимости реализованной продукции;

DrВ  – изменение рентабельности продукции вследствие изменения выручки;

Dr  - общее изменение рентабельности продукции,

Врп1 , Врп0 - выручка отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.;

Срп1, Срп0 - полная себестоимость реализованной продукции  отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года, р.

Приведенные выше аналитические модели получены с использованием метода цепных подстановок. При этом выручке присвоен статус количественного показателя, а  себестоимости - качественного.

Dr  = Прп1 / С рп1  - Прп0 / С рп0 = (Врп1 - Срп1)/Срп1 -  (Врп0 - Срп0 )/Срп0 =

= Врп1 /Срп1 -  Врп0 /Срп0 = (Врп1 /Срп1 -  Врп1 /Срп0 ) + (Врп1 /Срп0 -  Врп0 /Срп0 )=

= Dr С  + DrВ

Факторный анализ рентабельности продаж позволяет установить влияние на изменение этого показателя не только полной себестоимости реализованной продукции, но и ее отдельных составных частей: себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов.

Для оценки влияния изменения выручки и себестоимости на изменение рентабельности продаж используются  следующие аналитические модели:

Dr = DrВ +DrС ,                                                                        (2.6.26)

DrВ = Срп0 /Врп0 - Срп0 /Врп1,                                                 (2.6.27)

DrС  = DrР + Dr У + Dr К ,                                                          (2.6.28)

где DrС - изменение рентабельности продаж вследствие изменения полной себестоимости реализованной продукции;

DrВ - изменение рентабельности продаж вследствие изменения выручки;

Dr Р - изменение рентабельности продаж вследствие изменения себестоимости продаж;

Dr У - изменение рентабельности продаж вследствие изменения управленческих расходов;

Dr К - изменение рентабельности продаж вследствие изменения  коммерческих расходов.

Последние составляющие определяются соответственно:

Dr Р =( Ср0 - Ср1)/Врп1,                                                                (2.6.29)

где Ср1 , Ср0 - себестоимость продаж соответственно в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, р.,

Dr У =( Су0 - Су1)/Врп1,                                                                  (2.6.30)

где Су1 , Су0 -  управленческие расходы соответственно в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, р.,

Dr  К =(Ск0 - Ск1 )/Врп1                                                                    (2.6.31)

где Ск1 , Ск0  -  коммерческие расходы соответственно в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, р.

В основе приведенных выше аналитических моделей лежит следующая цепочка преобразований:

Dr = Прп1 / Врп1- Прп0 / Врп0 = (Врп1 - Срп1 )/ Врп1 -  (Врп0 - Срп0 )/ Врп0 =

= - Срп1 /Врп1 + Срп0 /Врп0 = ( Срп0 /Врп1 - Срп1 /Врп1 ) + (Срп0 /Врп0 - Срп0 /Врп1)=

=  DrС + DrВ