2.6.4.1.
Анализ влияния выручки и полной себестоимости реализованной продукции на
рентабельность продукции и продаж
Для оценки влияния изменения выручки и
себестоимости на изменение рентабельности
продукции используются следующие
аналитические модели: Dr С = Врп1
/Срп1 - Врп1 /Срп0 ,
(2.6.23) DrВ = Врп1 /Срп0
- Врп0 /Срп0 ,
(2.6.24) Dr =Dr С
+DrВ , (2.6.25) где Dr С – изменение рентабельности продукции
вследствие изменения полной себестоимости реализованной продукции; DrВ – изменение рентабельности продукции
вследствие изменения выручки; Dr - общее изменение рентабельности продукции, Врп1 , Врп0 - выручка отчетного
периода и аналогичного периода предыдущего года, р.; Срп1, Срп0 - полная себестоимость
реализованной продукции отчетного
периода и аналогичного периода предыдущего года, р. Приведенные выше
аналитические модели получены с использованием метода цепных подстановок. При
этом выручке присвоен статус количественного показателя, а себестоимости - качественного. Dr = Прп1 / С рп1 - Прп0 / С рп0 = (Врп1
- Срп1)/Срп1 -
(Врп0 - Срп0 )/Срп0 = = Врп1 /Срп1
- Врп0 /Срп0 =
(Врп1 /Срп1 -
Врп1 /Срп0 ) + (Врп1
/Срп0 - Врп0
/Срп0 )= = Dr С + DrВ Факторный анализ рентабельности продаж позволяет установить влияние на изменение
этого показателя не только полной себестоимости реализованной продукции, но и
ее отдельных составных частей: себестоимости продаж, коммерческих и
управленческих расходов. Для оценки влияния изменения выручки и себестоимости
на изменение рентабельности продаж используются следующие аналитические модели: Dr = DrВ +DrС , (2.6.26) DrВ = Срп0 /Врп0
- Срп0 /Врп1, (2.6.27) DrС = DrР + Dr У + Dr К , (2.6.28) где DrС - изменение рентабельности продаж
вследствие изменения полной себестоимости реализованной продукции; DrВ - изменение
рентабельности продаж вследствие изменения выручки; Dr Р - изменение рентабельности
продаж вследствие изменения себестоимости продаж; Dr У - изменение
рентабельности продаж вследствие изменения управленческих расходов; Dr К - изменение рентабельности продаж вследствие
изменения коммерческих расходов. Последние составляющие определяются
соответственно: Dr Р =( Ср0 - Ср1)/Врп1, (2.6.29) где Ср1 , Ср0 - себестоимость продаж
соответственно в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, р., Dr У =( Су0 - Су1)/Врп1, (2.6.30) где Су1 , Су0 - управленческие расходы соответственно в
отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, р., Dr К =(Ск0
- Ск1 )/Врп1 (2.6.31) где Ск1 , Ск0 -
коммерческие расходы соответственно в отчетном периоде и аналогичном
периоде предыдущего года, р. В
основе приведенных выше аналитических моделей лежит следующая цепочка
преобразований: Dr = Прп1
/ Врп1- Прп0 / Врп0 = (Врп1 - Срп1 )/ Врп1 -
(Врп0 - Срп0 )/ Врп0 = = - Срп1
/Врп1 + Срп0 /Врп0 = ( Срп0
/Врп1 - Срп1 /Врп1 ) + (Срп0
/Врп0 - Срп0 /Врп1)= = DrС + DrВ |