2.6.4.2.
Анализ влияния структуры реализованной продукции на рентабельность продукции
и продаж
Если в «Отчете о прибылях
и убытках» приводятся данные о выручке и себестоимости отдельных видов
продукции, можно определить влияние
структурных сдвигов в составе продукции на изменение рентабельности продукции
и продаж в целом по предприятию. Достоинством этого метода анализа является
возможность выявления влияния на изменение рентабельности двух важных причин: А) средней эффективности
реализуемой предприятием продукции. В приведенных ниже формулах ее
характеризует индекс постоянного состава - I пост и абсолютное изменение рентабельности продукции
(продаж) вследствие изменения рентабельности по отдельным видам продукции - Drрен. Это – интенсивный
фактор; Б) структуры реализуемой
продукции – соотношения удельных весов различных видов продукции. В
приведенных ниже формулах это индекс структурных сдвигов - I стр и абсолютное изменение
рентабельности продукции (продаж) вследствие изменения структуры продукции - Drстр .Это – экстенсивный фактор. Относительное
изменение рентабельности продукции и продаж под влиянием структурных сдвигов определяется по
формуле: I пер = I пост * I стр (2.6.32) где I пер - индекс переменного состава, I пост - индекс постоянного
состава, I стр - индекс структурных
сдвигов. I.пост = S r 1i* d 1i / Sr 0i* d 1i (2.6.33) I.стр. = Sr 0i* d 1i / Sr 0i* d 0i (2.6.34) где r 0i, r 1i - рентабельность
продукции (продаж) i-того вида
продукции в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года; d0i,
d1i - доля i-того вида
продукции в общем объеме продукции в отчетном периоде и аналогичном периоде
предыдущего года, доля единицы. Суммирование во всех формулах этого раздела
ведется по всем позициям реализации продукции, приведенным в «Отчете о
прибылях и убытках». Абсолютное
изменение рентабельности продукции и продаж под влиянием структурных сдвигов определяется на
основе модели: Dr = Drрен + Drстр, (2.6.35) где Drрен – абсолютное изменение
рентабельности продукции (продаж) вследствие изменения рентабельности по
отдельным видам продукции, Drстр – абсолютное изменение
рентабельности продукции (продаж) вследствие изменения структуры продукции. Drрен =Sr 1i* d 1i - Sr 0i* d 1i, (2.6.36) Drстр =Sr 0i* d 1i - Sr 0i* d 0i, (2.6.37) ri = Прпi / С рпi
= (Врпi
– Српi )/Српi , (2.6.38) d i
=Срп i / S Српi . (2.6.39) Если
выполняется факторный анализ рентабельности
продаж, показатели рентабельности отдельных видов продукции и доли этой
продукции в общем объеме продаж определяются по следующим формулам: ri = Прпi / Врп i = (Врпi – Српi )/Врп i, , , (2.6.40) d i
=Врп i / S Врпi, (2.6.41) |