2.6.4.2. Анализ влияния структуры реализованной продукции на рентабельность продукции и продаж

 

Если в «Отчете о прибылях и убытках» приводятся данные о выручке и себестоимости отдельных видов продукции, можно  определить влияние структурных сдвигов в составе продукции на изменение рентабельности продукции и продаж в целом по предприятию. Достоинством этого метода анализа является возможность выявления влияния на изменение рентабельности двух важных причин:

А) средней эффективности реализуемой предприятием продукции. В приведенных ниже формулах ее характеризует индекс постоянного состава - I пост и абсолютное изменение рентабельности продукции (продаж) вследствие изменения рентабельности по отдельным видам продукции - Drрен. Это – интенсивный фактор;

Б) структуры реализуемой продукции – соотношения удельных весов различных видов продукции. В приведенных ниже формулах это индекс структурных сдвигов - I стр и абсолютное изменение рентабельности продукции (продаж) вследствие изменения структуры продукции - Drстр .Это – экстенсивный фактор.

Относительное изменение рентабельности продукции и продаж под влиянием структурных сдвигов определяется по формуле:

I пер = I пост * I стр                                                                             (2.6.32)

где I пер - индекс переменного состава,

I пост - индекс постоянного состава,

I стр - индекс структурных сдвигов.

I.пост =  S r 1i* d 1i  / Sr 0i* d 1i                                                        (2.6.33)

I.стр. =  Sr 0i* d 1i  / Sr 0i* d 0i                                                          (2.6.34)

где r 0i, r 1i - рентабельность продукции (продаж) i-того вида продукции в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года;

d0i, d1i - доля i-того вида продукции в общем объеме продукции в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, доля единицы.

Суммирование во всех формулах этого раздела ведется по всем позициям реализации продукции, приведенным в «Отчете о прибылях и убытках».

Абсолютное изменение рентабельности продукции и продаж под влиянием структурных сдвигов определяется на основе модели:

Dr = Drрен + Drстр,                                                                            (2.6.35)

где Drрен – абсолютное изменение рентабельности продукции (продаж) вследствие изменения рентабельности по отдельным видам продукции,

Drстр – абсолютное изменение рентабельности продукции (продаж) вследствие изменения структуры продукции.

Drрен =Sr 1i* d 1i - Sr 0i* d 1i,                                                               (2.6.36)

Drстр =Sr 0i* d 1i - Sr 0i* d 0i,                                                              (2.6.37)

Если выполняется факторный анализ рентабельности продукции, показатели рентабельности отдельных видов продукции и доли этой продукции в общем объеме продаж определяются по следующим формулам:

ri = Прпi / С рпi = (ВрпiСрпi )/Српi ,                                               (2.6.38)

d i =Срп i  / S Српi  .                                                                            (2.6.39)

Если выполняется факторный анализ рентабельности продаж, показатели рентабельности отдельных видов продукции и доли этой продукции в общем объеме продаж определяются по следующим формулам:

ri = Прпi / Врп i = (ВрпiСрпi )/Врп i, , ,                                           (2.6.40)

d i =Врп i  / S Врпi,                                                                              (2.6.41)