2.7.
Анализ себестоимости реализованной продукции
Анализ себестоимости реализованной
продукции осуществляется в двух направлениях: - анализ структуры и динамики полной себестоимости
реализованной продукции, - анализ затрат на 1 рубль реализованной
продукции. В «Отчете о прибылях и убытках» приводится следующие
составляющие себестоимости реализованной продукции: -
себестоимость продаж; -
коммерческие расходы; -
управленческие расходы. Анализ структуры и динамики полной себестоимости реализованной
продукции осуществляется следующим образом. А) Определяется
полная себестоимость реализованной продукции. Для этого суммируются себестоимость
продаж, коммерческие и управленческие расходы. Полная себестоимость реализованной
продукции – важный показатель, характеризующий полную сумму затрат предприятия,
связанных с реализацией продукции. Этот показатель также используется в
формулах других важных показателей финансово-экономического состояния
предприятия. Б) Определяется
структура полной себестоимости реализованной продукции, то есть удельный
вес отдельных составляющих расходов в общей сумме. Нормальным считается высокий
удельный вес себестоимости продаж низкий – коммерческих и управленческих расходов.
Высокий удельный вес накладных расходов характерен для предприятий, имеющих
небольшой объем производства, поэтому находящихся в сложном финансово-экономическом
положении. Если такой факт установлен в результате анализа, он должен быть
отражен в аналитическом заключении. Следует отметить, что иногда предприятие не
отражает в «Отчете о прибылях и убытках» величину своих коммерческих и управленческих
расходов. В этом случае они включаются в состав себестоимости продаж. В этом
случае в аналитическом заключении рекомендуется указать на то, что
предприятие не раскрывает структуру полной себестоимости реализованной
продукции. В) Определяется
изменение полной себестоимости реализованной продукции в отчетном периоде
по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Индекс себестоимости
сравнивается с индексом выручки, оценивается их влияние на изменение
рентабельности продукции и продаж. В частности, если индекс выручки больше
индекса себестоимости, это приводит к росту рентабельности продукции и продаж в отчетном периоде по отношению к
аналогичному периоду прошлого года. Г) Если в «Отчете о прибылях и убытках»
себестоимость продаж приведена дифференцированно по нескольким видам
продукции, то может быть рассчитана полная
себестоимость реализованной продукции каждого вида. Распределение
коммерческих и управленческих расходов между отдельными видами продукции
может быть произведено пропорционально выручке от продаж, которая в «Отчете о
прибылях и убытках» в этом случае, как правило, также дифференцирована по
видам продукции. Показатель затрат на рубль реализованной продукции используется для оценки
эффективности производства и реализации продукции. Этот показатель является
аналогом рентабельности продукции и рентабельности продаж. Анализ затрат на рубль реализованной
продукции состоит из следующих этапов: А) Расчет
фактических затрат на рубль реализованной продукции. Фактический уровень затрат
на рубль реализованной продукции рассчитывается на основе «Отчета о прибылях
и убытках» как отношение полной себестоимости реализованной продукции к
выручке: ЗРП = Срп/ Врп. (2.6.42) где Врп - выручка, р; Срп - полная себестоимость
реализованной продукции, р. Затраты на рубль реализованной продукции
могут рассчитываться для отдельных видов продукции при наличии необходимой
для этого информации в «Отчете о прибылях и убытках». При этом полная
себестоимость конкретного вида продукции делится на выручку от реализации
этого вида продукции. Б) Оценка
достигнутого уровня затрат на
рубль реализованной продукции. Для этого достигнутый уровень затрат сопоставляется
с предельным значением. Если фактический уровень
ниже предельного делается вывод об эффективном производстве. Если выше, то
делается вывод о неэффективном
производстве. В качестве предельного следует использовать
естественное граничное значение этого показателя. Оно рассчитывается из
условия компенсации неизбежных текущих затрат предприятия его минимальной
выручкой. Если при расчете затрат на рубль реализованной продукции в состав выручки
от реализации не включать косвенные налоги, то естественное граничное
значение показателя будет равно 1 р/р.
Если же
в составе выручки присутствует НДС, то естественное граничное значение
показателя следует считать равным приблизительно 0,847 р/р. В) Оценка
изменения затрат на рубль реализованной продукции в отчетном периоде по
сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Позитивным считается
снижение показателя. Г) Факторный
анализ изменения затрат на рубль реализованной продукции. К факторам, определяющим
уровень этого показателя, относятся полная себестоимость реализованной продукции,
выручка, структура продукции. Влияние
изменения полной себестоимости и выручки можно проводить на основе следующих аналитических
моделей: DЗ= DЗс +DЗр , (2.6.43) DЗс= Срп1
/ Врп1 – Срп0 / Врп1 , (2.6.44) DЗр= Срп0
/ Врп1 – Срп0 / Врп0 , (2.6.45) где DЗс – изменение затрат на рубль продукции вследствие изменения полной себестоимости реализованной продукции, р/р; DЗр – изменение затрат на рубль продукции вследствие изменения выручки, р/р. Влияние
структурных сдвигов в составе продукции на затраты на рубль реализованной продукции
исследуется на основе следующей аналитической модели: Iз=Iз.пост.*Iз.стр.,
(2.6.46) где Iз -
индекс затрат на рубль продукции переменного состава; Iз.пост. - индекс затрат на рубль
продукции постоянного состава; Iз.стр. - индекс структурных сдвигов в составе продукции. Они определяются как: Iз.пост = SЗ 1i* d 1i / SЗ 0i* d 1i (2.6.47) Iз.стр. = SЗ 0i* d 1i / SЗ 0i* d 0i
(2.6.48) где З0i,
З1i - затраты на рубль реализованной продукции i-того вида в
отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, р/р; d0i,
d1i - доли продукции i-того вида в общем объеме реализованной продукции в
отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, доля единицы. Эти показатели определяются следующим
образом: З i = Срп i / Врп i,
(2.6.49) d i =Врп i / S Врп i (2.6.50) где Срп i, Врп i – полная себестоимость и
выручка по продукции i-того вида, р. Суммирование в формуле (2.6.50) ведется по
всем видам продукции, отраженным в «Отчете о прибылях и убытках». |