2.7. Анализ себестоимости реализованной продукции

 

Анализ себестоимости реализованной продукции осуществляется в двух направлениях:

- анализ структуры и динамики полной себестоимости реализованной продукции,

- анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции.

В «Отчете о прибылях и убытках» приводится следующие составляющие себестоимости реализованной продукции:

-            себестоимость продаж;

-            коммерческие расходы;

-            управленческие расходы.

Анализ структуры и динамики полной себестоимости реализованной продукции осуществляется следующим образом.

А) Определяется полная себестоимость реализованной продукции. Для этого суммируются себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. Полная себестоимость реализованной продукции – важный показатель, характеризующий полную сумму затрат предприятия, связанных с реализацией продукции. Этот показатель также используется в формулах других важных показателей финансово-экономического состояния предприятия.

Б) Определяется структура полной себестоимости реализованной продукции, то есть удельный вес отдельных составляющих расходов в общей сумме. Нормальным считается высокий удельный вес себестоимости продаж  низкий – коммерческих и управленческих расходов. Высокий удельный вес накладных расходов характерен для предприятий, имеющих небольшой объем производства, поэтому находящихся в сложном финансово-экономическом положении. Если такой факт установлен в результате анализа, он должен быть отражен в аналитическом заключении.

Следует отметить, что иногда предприятие не отражает в «Отчете о прибылях и убытках» величину своих коммерческих и управленческих расходов. В этом случае они включаются в состав себестоимости продаж. В этом случае в аналитическом заключении рекомендуется указать на то, что предприятие не раскрывает структуру полной себестоимости реализованной продукции.

В) Определяется изменение полной себестоимости реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Индекс себестоимости сравнивается с индексом выручки, оценивается их влияние на изменение рентабельности продукции и продаж. В частности, если индекс выручки больше индекса себестоимости, это приводит к росту рентабельности продукции  и продаж в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Г) Если в «Отчете о прибылях и убытках» себестоимость продаж приведена дифференцированно по нескольким видам продукции, то может быть рассчитана полная себестоимость реализованной продукции каждого вида. Распределение коммерческих и управленческих расходов между отдельными видами продукции может быть произведено пропорционально выручке от продаж, которая в «Отчете о прибылях и убытках» в этом случае, как правило, также дифференцирована по видам продукции.

Показатель затрат на рубль реализованной продукции используется для оценки эффективности производства и реализации продукции. Этот показатель является аналогом рентабельности продукции и рентабельности продаж.

Анализ затрат на рубль реализованной продукции состоит из следующих этапов:

А) Расчет фактических затрат на рубль реализованной продукции.

Фактический уровень затрат на рубль реализованной продукции рассчитывается на основе «Отчета о прибылях и убытках» как отношение полной себестоимости реализованной продукции к выручке:

ЗРП  = Срп/ Врп.                                                                 (2.6.42)

где Врп - выручка, р;

Срп - полная себестоимость реализованной продукции, р.

Затраты на рубль реализованной продукции могут рассчитываться для отдельных видов продукции при наличии необходимой для этого информации в «Отчете о прибылях и убытках». При этом полная себестоимость конкретного вида продукции делится на выручку от реализации этого вида продукции.

Б) Оценка достигнутого уровня затрат на рубль реализованной продукции. Для этого достигнутый уровень затрат сопоставляется с предельным значением. Если фактический уровень ниже предельного делается вывод об эффективном производстве. Если выше, то делается вывод  о неэффективном производстве.

В качестве предельного следует использовать естественное граничное значение этого показателя. Оно рассчитывается из условия компенсации неизбежных текущих затрат предприятия его минимальной выручкой. Если при расчете затрат на рубль реализованной продукции в состав выручки от реализации не включать косвенные налоги, то естественное граничное значение показателя будет равно 1 р/р.

Если же  в составе выручки присутствует НДС, то естественное граничное значение показателя следует считать равным приблизительно 0,847 р/р.

В) Оценка изменения затрат на рубль реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Позитивным считается снижение показателя.

Г) Факторный анализ изменения затрат на рубль реализованной продукции. К факторам, определяющим уровень этого показателя, относятся полная себестоимость реализованной продукции, выручка, структура продукции.

Влияние изменения полной себестоимости и выручки можно проводить на основе следующих аналитических моделей:

DЗ= DЗс +DЗр ,                                                                        (2.6.43)

DЗс= Срп1 / Врп1 – Срп0 / Врп1 ,                                            (2.6.44)

DЗр= Срп0 / Врп1 – Срп0 / Врп0 ,                                             (2.6.45)

где DЗс – изменение затрат на рубль продукции вследствие изменения полной  себестоимости реализованной продукции, р/р;

DЗр – изменение затрат на рубль продукции вследствие изменения выручки, р/р.

Влияние структурных сдвигов в составе продукции на затраты на рубль реализованной продукции исследуется на основе следующей аналитической модели:

Iз=Iз.пост.*Iзтр.,                                                                           (2.6.46)

где Iз - индекс затрат на рубль продукции переменного состава;

Iз.пост. - индекс затрат на рубль продукции постоянного состава;

Iзтр. - индекс структурных сдвигов в составе продукции.

Они определяются как:

Iз.пост =  SЗ 1i* d 1i  / SЗ 0i* d 1i                                                      (2.6.47)

Iз.стр. =  SЗ 0i* d 1i  / SЗ 0i* d 0i                                                       (2.6.48)

где З0i, З1i - затраты на рубль реализованной продукции i-того вида в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, р/р;

d0i, d1i - доли продукции i-того вида в общем объеме реализованной продукции в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года, доля единицы.

Эти показатели определяются следующим образом:

З i = Срп i / Врп i,                                                                            (2.6.49)

d i =Врп i  / S Врп i                                                                         (2.6.50)

где Срп i, Врп i – полная себестоимость и выручка по продукции i-того вида, р.

Суммирование в формуле (2.6.50) ведется по всем видам продукции, отраженным в «Отчете о прибылях и убытках».